БОСС | Дата: Вторник, 27 Дек 2011, 00:12 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 876
Статус: Offline
| Методика развития Никитиных
Основатели методики: Борис и Елена Никитины — педагоги и просто родители семерых детей, которых по праву называют классиками российской педагогики. Свою методику Борис Никитин назвал «своевременной» методикой развития.
Базовые принципы методики: заниматься с ребенком необходимо так, чтобы малыш и родитель получали удовольствие независимо от вида деятельности, будь то математика, игра или музыка. Возможно, поэтому в маленьком поселке, где жила семья Никитиных, был переполох по поводу воспитания никитинских детей. Не боявшиеся морозов, бегавшие босиком по снегу, ребята выполняли сложные гимнастические упражнения, начинали читать, считать и писать в 3–4 года и при этом отличались крепким здоровьем.
Основных принципов воспитания немного:
— свобода творчества и любой деятельности — как физической, так и интеллектуальной;
— легкая одежда;
— спортивная обстановка дома;
— активное участие родителей как в жизни, так и в играх ребенка;
— поощрение творчества, запрет родителю на навязывание своего мнения, указание на ошибку раньше времени. Важно дать ребенку возможность найти ее и исправить, при неудачах не стыдить, а успешные дела хвалить и не оставлять без внимания;
— самостоятельная деятельность ребенка. Не стоит выполнять за него то, что ему под силу или что он желает попробовать;
— совместная деятельность ребенка и взрослого;
— развивающие условия и игры, опережающие развитие.
Как вы заметили, обязательное условие методики — интеллектуальное развитие и физическое воспитание идут рука об руку. В своих книгах Борис Никитин описал зарядку в стихах и дал советы по созданию условий для занятий спортом.
Борис Никитин создал развивающие игры, которые пользуются популярностью и сегодня: рамки и вкладыши геометрических фигур; «Сложи узор» (16 деревянных кубиков с определенным цветом сторон. К ним прилагается схема с вариантами заданий, но ребенок может придумывать их и самостоятельно); «Сложи квадрат» (требуется сложить квадрат из частей различной формы); дроби (круг делится на две части, на три части и т.д. — до 12 долек); уникуб (состоит из 27 кубиков, окрашенных в три цвета. К ним прилагается схема с вариантами задания, но ребенок может придумывать их и самостоятельно).
Минусы методики: как правило, подобная методика домашнего воспитания детей вызывает у родителей страх. «Они могут упасть или переохладиться!» — слышны их перепуганные голоса. Неумение наших мам и пап и нежелание справляться с трудностями, приучая детей к закаливанию и ранней физической нагрузке, поражают. Если некоторые стойкие папы еще могут решиться на физкультуру, то закаливание приводит их в полное замешательство.
Результат воспитания по методике: в результатах можно убедиться на примере никитинских детей: здоровые, развитые, счастливые, независимые. Благодаря игровым материалам ребенок развивает в себе умение сосредоточиться, классифицировать и систематизировать материал, умение находить новые варианты из имеющихся деталей, исправлять ошибки, пространственное мышление, хорошую память, в том числе зрительную, сообразительность и фантазию.
Методика Николая Зайцева
Основатели методики: Николай Зайцев — педагог-новатор, который в молодые годы оказался в безвыходной ситуации. В Индонезии ему предстояло в кратчайшие сроки научить офицеров русскому языку. Выполнение задачи вдохновило преподавателя на разработку собственной педагогической системы преподавания.
Базовые принципы методики: Н. Зайцевым созданы методики преподавания по обучению чтению (знаменитые кубики Зайцева), математике («Стосчет», «Пифагор»), развитию пространственного видения («Платоновы тела» и др.), по обучению грамматике русского языка и каллиграфии (прописи); по общему развитию и обучению английскому языку.
Всем известная система обучения чтению по кубикам Зайцева вызвала неоднозначный резонанс, но, несмотря на это, занимает сегодня ведущие позиции по обучению чтению в нашей стране, опередив даже методики Г. Домана и М. Монтессори.
Зайцев упростил привычную для нас систему обучения чтению, разбив слово не на слоги, как принято, а на склады. Под складом понимают соединение согласной и гласной (МА-МА), отдельно гласную (И-МЯ), отдельно согласную (ПА-РУ-С) и согласную со знаком (МЫ-ШЬ).
Считаю правомерным довод, что малыши говорят первые слова по складам (МА-МА, ПА-ПА), но не целиком и не по слогам. Естественно, что такой подход к обучению чтению будет легче для восприятия ребенка и при этом больше шансов научить кроху собирать слово.
Для кубиков необходимы специальные таблицы, по которым вы будете пропевать склады. Этот момент необходим, чтобы заучить их наизусть, в дальнейшем малыш будет воспроизводить определенные звуки при виде знакомого склада. Это игра: увидел что-то знакомое и рассказал об этом всем.
На кубиках и в таблицах склады имеют разный размер, цвет, кубики к тому же имеют разный звук (наполнены различными материалами), что поможет понять различие между гласными и согласными, глухими и звонкими, твердыми и мягкими.
Обязательное условие — весь материал предъявляется сразу. Например, для чтения необходимо дать ребенку все кубики и таблицу; при обучении счету — все таблицы, имеющиеся в наличии. Это делается для того, чтобы избежать неизвестности, которая вызывает дискомфорт и напряжение ребенка при обучении.
Необходимые условия для занятий:
— хорошее настроение и предрасположенность ребенка к игровой деятельности;
— проведение занятий только в игровой форме, пропевать можно стоя. Малыши нуждаются в постоянном движении, что данная методика полностью обеспечивает;
— если нет желания, одно занятие можно пропустить;
— проведение первых занятий в коллективе, где присутствует дух соперничества и влияние посторонних людей, тогда как дома мамы зачастую не могут привлечь внимание непоседы или маленькой баловницы;
— мамы должны тщательно ознакомиться с инструкцией к кубикам, с возможными вариантами игр и, конечно, узнать о возможных нежелательных реакциях ребенка на занятиях (можно почитать на форумах в Интернете жалобы матерей, неудачно применивших методику).
Методика обучения «Стосчет» не имеет нареканий, за исключением того, что вам необходимо найти около 6 метров свободного пространства на стене для того, чтобы развесить таблицы. Она легко применяется в домашних условиях, ребенок на ваших глазах начинает складывать двузначные числа, ориентируясь первое время на таблицу, а затем в уме.
Минусы методики: в Интернете можно встретить такие жалобы на методику чтения Зайцева:
1. В школе ребенка будут переучивать читать, разбивая слово на слог;
Ответ: переучивать читать не будут. А вот фонематический разбор слова в первом классе уже делают, поэтому придется объяснять ребенку состав слова, при раскладывании звуков на гласные, согласные звонкие, согласные глухие важно подчеркнуть, что в школе они обозначаются другими цветами, не такими, как в методике Зайцева.
2. Пособие стоит дорого и требуется много времени, чтобы склеить кубики.
Ответ: Да, цена кусается. Но чего не сделаешь для своего любимого чада, чтобы оно выросло умненьким. С другой стороны, мы учились читать по классической системе: купите букварь Жуковой, он бесспорно дешевле, не рвется, как кубики Зайцева, и клеить ничего не надо. Сегодня в продаже можно найти уже склеенные наборы кубиков Зайцева.
3. «А если не получится и ребенок не начнет читать или я немного переусердствую во время обучения — результат может быть не очень хорошим».
Ответ: Доверьте это дело специалистам. В больших городах и районных центрах есть школы раннего развития, где обучают чтению по методике Зайцева. По-другому дело обстоит в маленьких поселках, селах и деревнях. В школах раннего развития специалистам легче научить и раскрыть перед малышом все грани игровой методики обучения чтению, не заставляя, а вызывая интерес, дух соперничества и пробуждая инициативу.
Результат воспитания по методике: уже в раннем возрасте малыш научится читать, считать и выполнять математические действия в уме, освоит грамматику русского языка, выучит английский язык, получит разносторонние знания — все это в игровой форме, получая от этого удовольствие и раньше своих сверстников.
Обращаю внимание, что подобная методика обучению чтению больше подходит детям творческим, у которых развито правое полушарие мозга, и непоседам, которые могут во время усвоения материала ходить, лежать или как-то двигаться.
Злой, но справедливый админ...
|
|
| |