Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20 Апр 2024, 02:27

МДОУ Детский сад "РАКЕТА"

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Ольга, fbl103  
Форум » Форум детского сада "РАКЕТА" » Важная информация для родителей. » Формирование навыков поведения за столом у детей.
Формирование навыков поведения за столом у детей.
БОССДата: Вторник, 27 Дек 2011, 00:41 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 876
Репутация: 10001
Статус: Offline
Формирование навыков поведения за столом у детей раннего возраста.

Воспитывая ребенка раннего возраста, педагогам и родителям надо помнить, что они первые, кто должен умело, очень тонко и осторожно придать ребенку те черты и особенности, которые расцветут и окрепнут у него в дошкольном возрасте.

Именно в раннем возрасте должно быть положено начало этой воспитательной работе, так как чем позже она будет начата, тем труднее будет ее осуществить.

Малышам свойственны живой интерес к окружающему, активность, эмоциональность, стремление к самостоятельности — все это создает благоприятные условия для воспитания культурно-гигиенических навыков, имеющих очень большое значение для развития детей.
Наличие культурно-гигиенических навыков — важное условие для поддержания здоровья, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний.
Ежедневно повторяя одни и те же действия, ребенок совершенствует движения: они становятся более точными, ловкими, координированными.
Ребенок шире познает окружающий мир, так как, пользуясь разными предметами (ложка, салфетка и т.д.), знакомясь с их свойствами (мокрые, сухие, чистые), осмысливает простые связи между явлениями (не наклонился над тарелкой — рубашка грязная).
Культурно-гигиенические навыки способствуют развитию речи: воспитатель наряду с показом и непосредственной помощью пользуется словом (называет блюда, поясняет действие, указывает на основные признаки).
Благодаря культурно-гигиеническим навыкам развиваются, приобретают силу и устойчивость такие психологические функции, как внимание и воля (это связано с тем, что детям раннего возраста требуется постоянное воспитательное воздействие).
Овладение культурно-гигиеническими навыками приводит к удовлетворению стремления к самостоятельности (что формирует положительное отношение к процессам воспитания).

Ребенок, лишенный во время еды активности, кушает вяло (и взрослые прибегают к разным ухищрениям, чтобы его накормить).

Поэтому воспитатель должен знать ценность культурно-гигиенических навыков, а также то, какие из них доступны ребенку того или иного возраста, и уметь обеспечить их своевременное развитие.

Обучать детей питаться самостоятельно необходимо с одного года. В это время нужно следить за ребенком: сколько пищи он набирает; как открывает рот; как кладет в рот ложку; не спешит ли он. Докармливать ребенка можно своей ложкой (но есть хлеб он должен самостоятельно).

Посуда должна быть удобной для самостоятельной еды: достаточно большие тарелки, ложки типа десертных, устойчивые легкие чашки с широким дном и удобной ручкой.

Главное внимание в этом возрасте уделяется развитию жевательных мышц, умению ребенка тщательно пережевывать пищу. Тест: стограммовое яблоко двухлетний ребенок съедает за 20 минут, трехлетний — за 15 минут.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПИТАНИЯ

При правильной организации питания уже к двенадцати месяцам дети должны быть приученными к разнообразному ассортименту продуктов.

В начале второго года детей кормят 4—5 раз в день (через каждые четыре часа). Длительность промежутков между приемами пищи может колебаться в пределах 30 минут. Ребенку в этом возрасте достаточно получать 300—400 граммов пищи в один прием. Слабых детей с пониженным аппетитом можно кормить чаще, небольшими порциями. Четкий режим вырабатывает прочный рефлекс «на время» (способствует выделению пищеварительного сока в определенные часы, соответствующие кормлению).

Так как прорезывание молочных зубов заканчивается лишь к двум годам (а у некоторых детей к началу третьего года), то примерно до одного года восьми месяцев ребенку дают пищу, не требующую энергичного жевания: каши и т.д. Но по мере развития жевательного аппарата необходимо давать плотную пищу и приучать к жеванию (иначе ребенок будет отказываться от твердой пищи и маленький комок вызовет рвотный позыв).
Способность различать в игре овощи и фрукты появляется довольно рано. Дети, как правило, делят их на любимые и нелюбимые.

Необходимо, чтобы пища была вкусно приготовлена и имела эстетический вид при подаче на стол.
Заботьтесь о том, чтобы процесс питания был для ребенка максимально привлекательным, и взрослым важно создать положительно-эмоциональное отношение к процессу (потешки, прибаутки), и помните, что работа по формированию культурно-гигиенических навыков должна вестись непрерывно, а не от случая к случаю.
Только единство требований к ребенку раннего возраста и методов работы с ним могут обеспечить успех. Воспитатели должны помнить, что навыки в этом возрасте легко формируются, но при незначительном изменении привычных условий быстро исчезают.

Дети раннего возраста трудно привыкают к новым для них блюдам. Труднее всего — к овощам. Их надо предлагать очень настойчиво. В случае отказа маскировать, соединяя с мясом, крупой. Котлеты, рыбу, мясо подавать удобными для еды кусочками.

Помните: большие порции способствуют снижению аппетита и служат причиной нарушения нормальных функций пищеварительных органов. Между кормлениями дети не должны получать сладости, фрукты. Их предлагайте в обед на десерт и в полдник. Жидкость в рационе детей раннего возраста должна быть включена в количестве, которое бы полностью удовлетворяло их потребности.

Соблюдение режима является условием полноценного физического развития и жизнерадостного настроения, хорошего аппетита, спокойного сна малышей.

Главное в воспитании детей раннего возраста — придерживаться принципов последовательности и постепенности.

Принцип последовательности реализуется в умении выполнять действия в определенном порядке: убрать игрушки, вымыть руки, сесть за стол, взять хлеб, ложку и т.д. Выработка хороших привычек у детей раннего возраста — важное условие формирования характера.

Принцип постепенности заключается в привлечении детей к соблюдению режима малыми группами (чем меньше дети, тем меньше группа). Это дает возможность больше внимания уделить каждому ребенку, способствует планомерной работе с детьми.

Существование принципов последовательности и постепенности предусматривает соблюдение определенных правил.
Соблюдение режима должно проходить в игре.
Вначале к столу приглашается подгруппа самых маленьких, ослабленных, возбудимых или медлительных детей.

Необходимо соблюдение единства требований со стороны взрослых в ДОУ.

Задачи воспитателей:
удовлетворение органических потребностей детей;
создание положительного отношения детей к еде;
своевременное формирование культурно-гигиенических навыков в соответствии с возрастом детей;
развитие двигательной активности детей, ориентировки в окружающем;
формирование правил поведения и взаимоотношений детей друг с другом и со взрослым.

Основные принципы:
создание у детей предварительной установки;
все должно протекать без суеты, в спокойной обстановке, не причиняя детям неприятных ощущений;
речь воспитателя (неторопливая, ласковая) должна сопровождать процесс кормления;
прогулка и игры перед едой должны быть спокойными, не возбуждать детей, так как это снижает выделение пищеварительного сока;
в ходе еды необходимо формировать у ребенка уверенность в том, что все получится; воспитатель должен радоваться успехам ребенка.

При проведении режимных процессов следует руководствоваться следующими правилами.
Строго придерживаться режима дня (неуклонное его соблюдение упорядочивает поведение ребенка: он привыкает к определенному распорядку дня и спокойно ему подчиняется). Но воспитателю всегда необходимо учитывать состояние ребенка (более маленьких, физически слабых, очень нетерпеливых при виде еды надо накормить, умыть, уложить первыми и поднять, одеть первыми, не дожидаясь, пока проснутся остальные).
Режим следует вводить не спеша, без причинения ребенку неприятных ощущений, так как условные связи у него образуются легко и быстро (если при кормлении или умывании у ребенка возникли неприятные ощущения, то завтра он откажется есть, а попытка умыть его вызовет плач).
Ко всему новому ребенок часто относится отрицательно, настороженно, поэтому необходимо приучать его постепенно. Все, что мы проделываем с ребенком насильно или в момент отрицательных эмоций, вызовет у ребенка крик. Ничего нельзя делать насильно, когда ребенок плачет или возбужден. Надо сначала успокоить его.
Воспитатель должен учитывать, что состояние ребенка влияет на формирование навыков. Шумные подвижные игры, новые игрушки, только что начатые интересные занятия возбуждают детей, ребенок с трудом может переключиться на другую деятельность. Поэтому перед кормлением, укладыванием спать надо привлекать детей к спокойным играм, дать хорошо знакомые игрушки, не затевать веселых развлечений, не давать того, что могло бы надолго захватить их внимание.
Дети не сразу могут включаться в действия, протестуют, если их вовлекать во что-то неожиданно, не предупредив (ребенок не может быстро переключиться на другой вид деятельности). Нужно время, чтобы ребенок настроился, понял требования взрослого. Поэтому, прежде чем сажать его за стол, необходимо раздеть, умыть, предупредить его о предстоящем действии, т.е. создать у ребенка «установку», чтобы подготовить его к переходу от игры к еде и т.д.
Все действия взрослых необходимо сопровождать соответствующими словами: «Сейчас идем за стол»; «идем спать»; «убирайте игрушки», «пора идти гулять» и т.д. Слова взрослого настраивают ребенка на предстоящее действие, иначе ребенок будет упрямиться.
Все процессы необходимо организовать так, чтобы ребенку не приходилось ждать (умылся — сел за стол, сел за стол — начал есть, разделся — лег в постель).
Должно соблюдаться единство методики и постоянство воспитательных приемов. (Всякое изменение привычных способов в обращении с ребенком ведет к срыву в его поведении.)
Нужно приобщать детей к посильным для них действиям. Ребенок от природы активен, эта активность радует его. Он рано стремится все сделать сам, не имея еще необходимых навыков. Предоставляя ребенку возможность действовать, мы способствуем развитию активности и самостоятельности. Если эту работу начать в более старшем возрасте, то достичь положительных результатов будет труднее, так как уровень развития ребенка станет выше и возможность утвердить свою самостоятельность будет уже не привлекательна потому, что появится много других интересов.

ДЕЖУРСТВО

Основным воспитательным приемом является побуждение, направляющее указание, а не порицание или осуждение. Ребенок учится. Если он что-то делает не так, то лучше, не фиксируя его внимание на ошибках, сказать: «Ешь аккуратней», «Вот так надо держать ложку» и т.д. Надо похвалить, поощрить ребенка за удачные действия, аккуратность, быстроту, помощь другу. Следует немедленно прекращать шалости и неправильное использование предметов (чем младше ребенок, тем более применим метод отвлечения внимания от нежелательного действия. Сначала надо попытаться побудить ребенка делать то, что нужно, а если не помогает, спокойно, но твердо лишить возможности делать недозволенное (бросать подушку, разливать суп).

Надо внимательно следить за самочувствием детей, и если кто-то из них устал или плохо себя чувствует, следует помочь, покормить. Не нужно забывать, что очень важно не задерживаться на уже усвоенном ребенком, а своевременно усложнять требования к нему, совершенствовать его умения, учитывая присущие малышу интерес к новому, стремление овладевать навыками, более сложными движениями и более трудными правилами.

На третьем году жизни ребенка необходимо постепенно увеличивать долю самостоятельного участия в соблюдении режима. По мере овладения простыми правилами нужно переходить к более сложным формам поведения, взаимоотношений с детьми и взрослыми.

Воспитатели ясельных групп должны помнить, что даже при нарушении детьми установленных правил важно найти форму положительной оценки, так как малыши обычно нарушают порядок не сознательно, а по забывчивости. Такая положительная оценка формирует у детей жизнерадостность, способствует бодрому настроению и доброжелательности. Следует помнить, что в группах раннего возраста всегда оценивается только конкретный поступок ребенка. Если вы говорите, что Костя плохой, эта оценка не раскрывает связи поступка с нормой поведения.

Рассмотрим подробнее один из воспитательных приемов — дежурство по столовой.

Дежурство. Так ли оно необходимо в наше время? Не лучше ли перейти к самообслуживанию в процессе организации приема пищи?

Если рассматривать завтрак, обед и ужин только как прием пищи, то, возможно, дежурство действительно ни к чему. Но мы попытаемся убедить вас в том, какую большую воспитательную ценность имеет эта «старомодная» форма организации детского труда, как благотворно она влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Начнем с того, что это приятная обязанность, не однообразная, не скучная и навязчивая, а приносящая ребенку удовлетворение, чувство причастности к настоящему, полезному и, главное, благородному труду. Дежурства помогут вам решать вопросы нравственно-эстетического воспитания детей. Ведь ребенок всегда стремится к созданию красивого. А нарядно накрытый стол, как известно, не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению, способствует добрым, чутким, внимательным взаимоотношениям, желанию проявлять за столом аккуратность, соблюдать правила этикета. Да разве секрет, что на красиво сервированном столе все блюда кажутся гораздо аппетитнее и вкуснее.

Благодаря дежурству вы сможете воспитать у детей ответственность, нетерпимое отношение к небрежности, трепетное отношение к посуде, хлебу, разовьете трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность, научите трудиться быстро, качественно, охотно, сформируете товарищеские связи и дружеские контакты, стремление к взаимопомощи и взаимообучению.

Дежурства помогут вам в воспитании у детей любви к порядку и чистоте, уважения к труду взрослых, в развитии осмысленного желания и умения бескорыстно помогать другим, а доброе начало в маленьком человеке — это, как говорят в народе, «начало всех начал».

ДЕЖУРСТВО В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Детей младшего дошкольного возраста уже можно приобщать трудиться не только для удовлетворения своих потребностей. И дежурство по столовой именно тот труд, который поможет вам в решении этой нравственной задачи. С учетом возможностей детей, дежурство носит характер поручений, которые им предлагает взрослый. Ребенок может разложить на столе ложки, поставить салфетницы, хлебницы. И уже к концу года можно повесить «доску дежурных» и научить детей пользоваться ею. Например, разделите детей на подгруппы так, чтобы представитель от каждой подгруппы сидел за отдельным столом. Сделайте картонный кружок со стрелочкой посередине и наклейте по его окружности пять предметных картинок.

«Сегодня у нас дежурят "рыбки"», — объявляет воспитатель. И все пять детей из подгруппы «рыбки» собираются у доски дежурств, чтобы переставить стрелочку на значок «рыбка». «Что нужно сделать "рыбкам" перед тем, как помогать няне накрывать на стол?» — спрашивает воспитатель. И дети, зная, что надо мыть руки, отправляются умываться. «А что теперь будем делать?» Дети надевают фартучки и т.д.
Взрослые должны анализировать возможности дошкольников и договариваться с детьми о требованиях, которые им будут предъявляться, чтобы не получалось так, что нянечка, например, предлагает детям приносить после еды свои чашки и блюдца в мойку, один воспитатель — складывать блюдца стопочкой на середину стола, а другой — вообще не разрешает их трогать после еды.

Проанализируйте условия своей группы. Достаточно ли близко от столов располагается мойка. Возможно, дежурных детей и не стоит еще приобщать к уборке грязной посуды. Подумайте сами. Ведь детей можно научить выполнять довольно большой объем работы, только надо ли это делать сейчас? Полагаем, что для них важнее увидеть в этом труде привлекательные стороны. Им нравится наряжаться в красивые фартучки, им радостно чувствовать себя помощниками. И если они еще не столько помогают няне, сколько мешают, пусть уж она не ворчит, потому что через год-другой это будет уже настоящая, реальная помощь.

ДЕЖУРСТВО В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

С этого возраста можно обучать детей сервировке стола. Каждый дежурный накрывает стол, за которым сидит сам. Теперь можно обратить более пристальное внимание на уголок дежурных. Где его разместить? Конечно, поближе к мойке. Может быть, это будет небольшой шкафчик с закрывающимися дверцами. На видном месте можно повесить «доску дежурств», которая, кстати, не является средством украшения интерьера, ее не стоит подписывать. Это должна быть небольшая информационная доска, удобная в использовании. Ее внешний вид — самый разнообразный. Например, напротив значка «Вилка с ложкой» на крючочках можно подвешивать брелоки со значками детей или их фотографиями. Это может быть круг со стрелкой, о котором мы говорили, применительно к младшей группе. В шкафчике разместите фартуки. Важно, чтобы они висели, не пожалейте для этого крючочков. Сшейте фартуки из красивой, лучше однотонной, немнущейся, быстро отстирывающейся ткани, придумайте оригинальный фасон, может быть, с отделкой, тесьмой, с комбинированием двух расцветок, с аппликацией и пр. Главное, чтобы и мальчик-дежурный в таком фартуке не выглядел нелепо (весь в рюшечках и бантиках). В этом же отделении шкафа сверху разместите совки и щетки-сметки для уборки со столов, а в другом отделении, внизу — совки для мусора и половые щетки.

Обучение детей сервировке стола удобно начинать с организации разных дидактических игр, таких, как «Накроем кукле стол», «Мишка-именинник ждет гостей», «Что сначала, что потом» и др. Хорошо использовать значки-символы, например, картонный лист — стол, кружки маленькие — блюдца, большие — тарелки, полоски — вилки, ложки и т.д. Можно почитать детям стихи:

Мы дежурные сегодня.
Станем няне помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола —
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть, подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.


Очень удобно иметь в группе сервировочный столик на колесиках. Тогда все, что нужно для сервировки, нянечка может выкладывать на него, а дети с него могут отобрать все необходимое и расставить. Если есть такой столик, то после окончания еды можно приобщать детей к уборке посуды, поскольку ее не надо далеко относить. Однако будьте осторожны с приобщением некоторых детей, особенно тех, у кого плохой аппетит. Обычно у них вызывает неприятные ощущения вид грязных тарелок с остатками пищи.

После уборки посуды нянечка может предложить дежурному влажную тряпку для протирания стола, попросить подмести пол с помощью щетки и даже протереть под столом пол, особенно если на него что-то пролито. Но это уже отдельные поручения, которые для дежурных в этом возрасте еще не являются обязанностью.

ДЕЖУРСТВО В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В этом возрасте дети могут самостоятельно под присмотром взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок и столы и пространство, на котором они стоят. Характер труда дежурных иной. Это уже коллективный труд, когда двое ребят договариваются о распределении обязанностей, работают быстро, слаженно, рационально. Дети уже могут активно творить: например, украсить столы маленькими вазочками с цветами, красиво разместить бумажные салфетки в салфетницах (скрутить их в трубочки или нарезать на треугольники, разложить в ряд один на другой, затем свернуть в трубочку и вставить в салфетницу). В праздничные дни можно раздать детям тканевые салфетки, предложить им вставить их в специальные кольца или придать им красивую форму и расставить на тарелках.

Представьте, как постарались дети. Довольные, любуются они красотой сервировки столов. Но вот, наконец, и •главное — поступила пища с пищеблока. Прибежала запыхавшаяся няня с большим алюминиевым ведром, на котором обязательно огромными красными некрасивыми буквами написано: «1-е блюдо». Она небрежно освобождает для него место на столе и начинает разливать борщ. Эта привычная картина возмущает почему-то только эстетический вкус дежурных, ведь они так старались! А может быть, лучше и быстрее налить суп в супницы и тогда дежурные, а если их не окажется за столом, то «хозяюшка» (вызвавшаяся по желанию девочка) нальет каждому супчика, а няня ей поможет. Полагаем, что любой обед хорошо бы начинать с салата, который тоже, кстати, лучше ставить на стол в салатнице. И тогда каждый мальчик будет иметь возможность поухаживать за девочкой, положить ей салата и о себе позаботиться не забудет.

Мы считаем, что неприлично есть, смотря в спину сидящего впереди, поэтому если вы сервируете столы на двух детей, то поступаете неправильно. Объединяйте, пожалуйста, столы. Пусть дети учатся общению в процессе еды. Благодарят дежурных, друг друга за услугу, вежливо просят дежурного, например, принести еще хлеба или поменять ложку, которую случайно уронили, и т.д.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ребенка надо кормить в строго установленное время.
Давать только то, что полагается по возрасту.
Кормить детей надо спокойно, терпеливо, давая возможность хорошо прожевывать пищу.
Ни в коем случае не кормить ребенка насильно.
Не отвлекать от еды чтением или игрой.
Не применять поощрений за съеденное, угроз и наказаний за несъеденное.

Надо поощрять:
желание ребенка есть самостоятельно;
стремление ребенка участвовать в сервировке и уборке стола.

Надо приучать детей:
перед едой тщательно мыть руки;
жевать пищу с закрытым ртом;
есть только за столом;
правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом;
вставая из-за стола, проверить свое место, достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать его;
окончив еду, поблагодарить тех, кто ее приготовил, сервировал стол.

Закладывая в детях привычку есть разную пищу, взрослым следует набраться терпения, так как положительное отношение к еде у детей формируются очень долго, особенно если в семье и детском саду нет единых взглядов и на этот счет.


Злой, но справедливый админ...
 
Форум » Форум детского сада "РАКЕТА" » Важная информация для родителей. » Формирование навыков поведения за столом у детей.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


WEB-студия "КРЕАТИВ-Мастер" © 2019